Научная статья на тему 'Особенности государственных корпораций'

Особенности государственных корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1822
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокорина Оксана Алексеевна

Рассматриваются отношения государственных корпораций с правительством страны, их отличия, как положительные, так и отрицательные, от предприятий негосударственного сектора, анализируются цели государственных корпораций и предлагаются направления совершенствования их роли в государственной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности государственных корпораций»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 1 (139).

Экономика. Вып. 17. С. 123-126.

О. А. Кокорина

особенности государственных корпораций

Рассматриваются отношения государственных корпораций с правительством страны, их отличия, как положительные, так и отрицательные, от предприятий негосударственного сектора, анализируются цели государственных корпораций и предлагаются направления совершенствования их роли в государственной экономике.

Ключевые слова: корпорация, макрорегулирование, социальная сфера.

Современная Россия характеризуется целым рядом устойчивых признаков социальноэкономического и политического развития. В числе таких признаков, безусловно, следует назвать созидание рыночной экономики с российской спецификой. Важную роль в этих процессах играет деятельность государственных корпораций, которые наряду с негосударственными корпорациями и предприятиями остаются важным стабилизирующим фактором устойчивого промышленного и сельскохозяйственного роста страны.

Надо отметить отличительные особенности государственных корпораций от хозяйствующих субъектов других форм собственности. С точки зрения контроля за правами все государственные корпорации в той или иной мере контролируются правительством. Государственные корпорации преследуют не только коммерческую цель, но и некоммерческую: занятость населения, финансирование социальной сферы, деятельность в низкорентабельных и заведомо убыточных, но социально важных отраслях производства и т. п.

В плане получения прибыли государственные корпорации ничем не отличаются от предприятий прочих форм собственности. Считается, что давать определение государственной корпорации нужно исходя из управления и контроля за таковой. Правительство должно иметь в отношении государственной корпорации право контроля, а чтобы законно и эффективно это право реализовывать, нужно чтобы оно присутствовало в правах собственника предприятия, имеющего коммерческие или некоммерческие цели, включая холдинги и государственные корпорации.

В системе рыночной экономики России государственная корпорация отличается от иной корпорации, что предопределено различной сущностью этих хозяйствующих субъектов.

Сущность негосударственной (обычной) корпорации верно и достаточно полно отражена в работе В. В. Бочарова и В. Е. Леонтьева «Корпоративные финансы», опубликованной в 2004 г. Что касается государственных корпораций, то имеется два определения. Государственная корпорация, как указано в этой же работе В. В. Бочарова и В. Е. Леонтьева,— это организационная форма, заменяющая правительство в деле размещения ресурсов на рынке или среди обычных предприятий при наличии таких предпосылок, как экономия затрат торговли. По Моррисону, государственная корпорация,— это полусамостоятельная организационная форма хозяйствования, имеющая в качестве предпосылки государственную собственность, при которой есть стремление обеспечить общественный интерес и в то же время достичь высокой эффективности обычного предприятия.

Делая акцент на комплексном понимании, государственную корпорацию, видимо, следует понимать формально как «нормальный правительственный орган», но в то же время она имеет особенности обычного предприятия. Таким образом, государственная корпорация — это производство особого характера, причем особенность проявляется главным образом в имущественных правах и системе управления. Являясь «нормальным правительственным органом», государственная корпорация зависит от политических и экономических задач и целей правительства в разные периоды и этапы своего развития.

Создание, слияние, разделение и ликвидация — всё решается правительством. Механизм функционирования базируется на особых законах и правительственных документах. Правомочия собственности определяют очевидное отличие структуры прав акционеров и структуры управления государственной

корпорации от обычного предприятия. Переуступка прав акционеров не влияет на среднесрочный и краткосрочный стратегический курс государственной корпорации, управление его хозяйственной деятельностью, на положение топ-менеджеров компании и акционерные права корпорации. В государственной корпорации невозможно, в отличие от обычного производства, иметь равноправных акционеров, потому что одна рука — государственный акционер — может неформально «побороть» всех остальных, что приводит к тому, что формально созданная четкая структура управления не имеет никакого смысла и не играет никакой роли.

Отсюда можно сделать вывод о том, что преимущества государственных корпораций заключаются в их имущественной принадлежности, а именно в особой форме существования, особом распределении имущественных прав. В плане формы существования самым большим преимуществом считается то, что государственная корпорация является «нормальным правительственным органом» и обладает привилегией реализации политики правительства, чего не имеет обычная компания. Государственная корпорация также обладает правом наибольшего благоприятствования, чего нет у обычной компании (дополнительные инвестиции со стороны государства, льготная ставка арендной платы за землю, обмен долгов на акции, списание долгов, поддержка всех правительственных министерств и ведомств), поэтому реформа госпредприятий — это с начала и до конца центральное звено реформы экономической системы. Кроме того, относительно стабильные права акционеров государственной корпорации создают хорошую организационную базу для среднесрочного и долгосрочного последовательного развития. Характер предприятия в определенной степени устанавливает его функции, а функции предприятия главным образом заключаются в том, чтобы минимизировать себестоимость производства и торговые затраты.

В системе рыночной экономики на уровне макрорегулирования особое беспокойство правительства всех стран вызывает утрата гибкости рыночного механизма размещения ресурсов. Чтобы добиться оптимального равновесия между общественным совокупным спросом и общественным совокупным предложением,

государственные корпорации в особый период регулируют общественное предложение путем расширения или сокращения производства и потребления, реализуя тем самым правительственное видение управления макроэкономикой. Поскольку правительство является самым крупным акционером госпредприятия и обладает правом контроля за таковым, естественно, что государственная корпорация ведет свою хозяйственную деятельность в соответствии с правительственным видением проблемы.

Кроме того, правительство для того, чтобы улучшить среду функционирования национальной экономики, способствовать ее росту и эффективности, может позволить госпредприятию производить «общественный продукт» в таких сферах, как городской общественный транспорт, почта и связь, снабжение водой и электричеством, защита окружающей среды, банковская деятельность и оказание услуг негосударственным предприятиям. Эта мера будет положительно сказываться на государственных корпорациях.

Рыночная экономика стремится добиться прибыли и избежать убытков. Есть сферы хозяйственной деятельности, где период возврата капитала очень длинный, объем инвестиций большой, уровень социализации высокий, экономическая эффективность неочевидна, что в совокупности может привести к убыткам. Негосударственное предприятие не хочет работать в таких отраслях, так как для него главным и единственным критерием является рациональность рынка и экономическая эффективность. То есть существуют отрасли и направления, куда негосударственное предприятие просто не пойдет, хотя эти отрасли, их продукция жизненно необходимы обществу. Возникающие в данной ситуации проблемы решают госпредприятия. Следовательно, государственная корпорация обладает компенсаторной функцией.

В сравнении с коммерческими предприятиями, государственная корпорация также незаменима функцией в случаях базовых исследований, освоения и внедрения новых технологий; она обладает функцией стимулирования научно-технического прогресса и развития общественных производительных сил, улучшения экономической структуры и повышения конкурентной мощи национальной экономики,

укрепления обороноспособности. Являясь «нормальным правительственным органом», государственная корпорация «от природы» обладает рабочей функцией и отказаться от этого не может.

Вслед за мировыми державами, с опозданием в несколько лет, Россия включилась в гонку нанотехнологий. Президент РФ решил взять реванш путем создания к концу 2007 г. государственной корпорации с бюджетом 130 млрд р. Мнения экспертов о будущем этих денег расходятся. В 2005-2006 гг. из федерального бюджета на работы в области нанотехнологий было выделено 4,5 млрд р., в 2007 г.— еще 4,5 млрд плюс 100 млрд на капитализацию Российской корпорации нанотехнологий, о создании которой впервые объявил президент РФ Владимир Путин во время последнего Послания Федеральному Собранию РФ.

Всего по этой программе до 2010 г. планируется выделить 28 млрд р.

В таблице представлена информация о динамике финансирования наноисследований в мире, объемы которых за 2004 г. увеличились почти на 18 % и оцениваются в 8,8 млрд долл. США (в 2003 г.— 7,5 млрд долл. США). Ожидается, что к 2015 г. мировой рынок наноматериалов и нанотехнологий превысит 1 трлн долл. США. Количество зарегистрированных с 1976 г. патентов в области нанотехнологий достигло 88 546, из которых 64 % — патенты США.

Динамика финансирования наноисследований в мире

Страна Источник финансирования Объем финансирования в 2004 г. (млрд долл.)

США Федеральный бюджет 1,6

Частный бизнес 1,7

Европейский Союз Правительственное финансиров ание 1,3

Частный бизнес 0,7

Страны Азии Правительственное финансиров ание 1,6

Частный бизнес 1,4

Россия Минпромэнерго, РАН, РФФИ и др. Несколько десятков миллионов долл.

Необходимо отметить быстрый рост вложений в нанотехнологии в период 1997-2004 гг., обусловленный осознанием фактического

прогресса этой области исследований и разработок. Россия — явный аутсайдер в списке разработчиков продуктов в области нанотехнологий (см. рисунок).

Мировая тенденция финансирования нанотехнологий

Отсюда следует, что государственные корпорации обычно «тянут» большую социальную нагрузку, имеют, как правило, низкую экономическую эффективность и при этом занимают центральное место в национальной экономике. В то же время государственные корпорации преимущественно расположены в ресурсосодержащих местах, в политических и административных центрах, в «чувствительных», например приграничных, районах, для того, чтобы удобнее было осуществлять макроуправление со стороны правительства. Поэтому в законе «О некоммерческих организациях» были подчеркнуты функции и роль государственных корпораций в национальной экономике и показаны преимущества их положения.

Цели негосударственного хозяйствующего субъекта просты независимо от того, краткосрочна или долгосрочна его перспектива: они сводятся к максимизации прибыли и минимизации риска. А вот цели государственной корпорации более многообразны. Характер предприятия предопределен расчетом себестоимости и контролем за затратами производства. В соответствии с характером и функциями государственной корпорации ее цель в значительной степени определяется социальной нагрузкой, т. е. прямым или косвенным финансированием социальной сферы. Так, принципом хозяйственной деятельности является стремление сохранить себестоимость или снизить убытки. Государственные корпорации,

занимаясь хозяйственной деятельностью, в то же время еще должны взять на себя часть административных функций правительства, реализовывать замыслы правительства по макроэкономическому управлению, способствовать успешному осуществлению политики макроэкономического регулирования. Поэтому цель государственной корпорации — это реализация правительственных установок макроэкономического регулирования.

Цели госпредприятий в России многообразны, поскольку государственные корпорации решают главную задачу — достижение как можно более высокого уровня благосостояния народа. Государственная корпорация — это субъект национальной экономики, основное средство правительства для осуществления макрорегулирования. Государственные корпорации должны нести социальную ответственность, включая самое предприятие и объекты вне его — школы, торговые, транспортные, окружающей среды, лечебные, жилые и прочие, решающие задачи социального спокойствия, обеспечения работой, пенсиями, образованием, досугом и отдыхом и т. д.,— всё это является целью достижения благосостояния народа.

Безусловно, такая разновекторность обусловливает невысокую прибыль госпредприятий. С другой стороны, способность выполнения функций неэкономического характера обеспечивает государственные корпорации преимуществами перед негосударственными предприятиями и позволяет им исполнять ведущую роль в национальной экономике. В разные периоды времени и в разных условиях необходимо из многообразия целей выделять главные и второстепенные, координировать и улучшать структуру взаимоотношений главных и второстепенных целей — только тогда государственная корпорация будет существовать, постепенно приспособившись к требованиям системы рыночной экономики.

Следствием того, что собственником государственных корпораций является правительство, и государственная корпорация несет тяжелое социальное бремя, являются важные недостатки. Это чрезмерное администрирование в процессе хозяйствования, проблемы совместимости с рыночной экономикой. Политические замыслы зачастую заменяют механизм функционирования рынка; трудно реализовать на

деле плюрализм структуры имущественных прав. В планах предприятия и управлении хозяйственной деятельностью обращают внимание в первую очередь на социальную справедливость, но трудно координировать и развивать одновременно справедливость и эффективность.

Именно поэтому создание государственных корпораций в России носит системный, всесторонний, долгосрочный характер. Сейчас необходимо произвести стратегический раздел госпредприятий на те, которые останутся государственными, и те, которые следует отпустить (приватизировать). Что касается последних, то здесь основная проблема в том, как осуществить спокойный переход и гарантировать общественное спокойствие? Что же касается тех предприятий, которые остаются в госсобственности, то как постепенно улучшить внутреннее и внешнее управление, повысить эффективность?

Необходимо привести в норму хозяйственное поведение государственных корпораций в отношении их стабильности, нормализовать цели их деятельности, избегая ненужного вмешательства со стороны и влияния искусственных факторов. Следует укреплять внутренний хозрасчет корпорации; при этом будет снижаться себестоимость производства, произойдет экономия торговых затрат, и убытки, если они будут, должны быть прозрачными. Следует осуществлять финансовые отношения государственных корпораций и правительства по особым ценам, в то же время улучшать рабочую среду, повышать активность работы на государственных корпорациях.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Важно найти оптимальное для хозяйственного механизма каждой отдельно взятой страны сочетание качественных и количественных показателей отраслей национальной экономики. В данном случае правительство России отчасти уже решило, а отчасти должно решить для себя, какие отрасли экономики могут и должны остаться государственными, а какие перейти в негосударственную собственность. А в тех отраслях экономики, где правительство считает возможным сочетание и государственного, и негосударственного секторов, следует четко определиться с количественными показателями (долями) такого сочетания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.